Изменение тарифного разряда для специалиста по охране труда

zas | 20.11.2017 11:21
Аватар пользователя zas

Добрый день!

Подскажите пожалуйста, как можно повысить тарифный разряд для специалиста по охране труда. Какие законодательные акты могут быть основанием для этого.

И порядок процедуры. Хотим повысить ему оклад. Может изменить название должности? Типа старший специалист или ведущий?

Спасибо 

Форум: 


Аватар пользователя Мазухина_Анна

как можно повысить тарифный разряд для специалиста по охране труда. Какие законодательные акты могут быть основанием для этого.

-------------------------

Можно ли бухгалтеру бюджетного учреждения присвоить более высокий разряд, если у него стаж бухгалтера более 20 лет, он справляется с работой хорошо, но по образованию он не бухгалтер?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если установленные работодателем требования не ставят возможность присвоения работнику того или разряда (либо категории) в зависимость от наличия у него специального образования, то бухгалтеру бюджетной организации может быть присвоен соответствующий разряд и при отсутствии такого образования.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, обязано предъявить работодателю документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний.
Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Указанные документы в качестве одного из требований к квалификации работника могут предусматривать наличие у него определенного образования.
Согласно части второй ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (часть первая ст. 195.1 ТК РФ). С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты обязательны к применению в части требований к квалификации лишь в тех случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть первая ст. 195.3 ТК РФ).
Кроме того, профессиональные стандарты наряду с квалификационными справочниками применяются для определения соответствия наименования должностей, профессий или специальностей работников и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в таких стандартах или справочниках, в случаях, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ). В остальных случаях характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер (смотрите п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253). Они могут применяться работодателями лишь в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (часть вторая ст. 195.3 ТК РФ).
Анализ законодательства показывает, что обязательные требования к уровню образования и стажу работы установлены на сегодняшний день для главных бухгалтеров акционерных обществ, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), главных бухгалтеров организаторов торгов (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах"), главных бухгалтеров операторов платежных систем (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"), главных бухгалтеров клиринговых организаций (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте") и главных бухгалтеров ряда других организаций.
Требований к уровню образования и стажу работы каких-либо иных сотрудников бухгалтерских служб (в том числе бюджетных организаций) в законодательстве не содержится. Также Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами не установлено ни предоставление компенсаций, ни наличие льгот или ограничений, связанных с осуществлением работы по должности бухгалтера. Следовательно, учитывая положения статей 195.3 и 57 ТК РФ, обеспечение соответствия уровня квалификации бухгалтера требованиям профессионального стандарта "Бухгалтер", утвержденного приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н, или квалификационных справочников не является обязательным.
Отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ, предусматривающей право Правительства РФ устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности или муниципальной собственности, принято постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 (далее - Постановление N 584). Это постановление устанавливает поэтапный порядок применения указанными выше категориями работодателей, в том числе государственными учреждениями, профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. В то же время Постановление N 584 не предусматривает для государственных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников.
Таким образом, нормативные акты не устанавливают каких-либо препятствий для работы гражданина без специального образования на должности бухгалтера бюджетной организации.
Присвоение разрядов, как правило, осуществляется по профессиям рабочих, а не по должностям служащих, однако работодатель (в том числе бюджетная организация) не лишен возможности ввести в штатное расписание должности служащих определенного разряда. Так, по смыслу части второй ст. 57 и части пятой ст. 144 ТК РФ работодатели обязаны в силу закона руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов в части наименования должностей, профессий, специальностей лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В остальных случаях достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике или стандарте подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику (стандарту) и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так сохраняется необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением (смотрите, например, решение Саратовского областного суда от 24.03.2011 N 3-29/2011, оставленное без изменения определением Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19, определение Пермского краевого суда от 26.11.2012 N 33-10392, определение Верховного суда Республики Карелия от 28.09.2012 N 33-2661/2012). Справедливость изложенного подтверждают также Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год. Согласно пп. "д" п. 5 этого документа наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям и квалификационным требованиям, предусмотренным ЕКС, ЕТКС или соответствующими положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Иными словами, государственные и муниципальные учреждения обязаны определять наименования должностей и профессий своих работников строго по справочникам и стандартам не всегда, а в тех же случаях, что и все остальные работодатели.
Соответственно, если необходимость именовать все должности и профессии работников конкретных учреждений в строгом соответствии с ЕКС, ЕТКС или профессиональными стандартами не установлена нормативным правовым актом органа, уполномоченного от имени учредителя устанавливать систему оплаты труда работников этих учреждений (смотрите, например, п. 7.7 Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19.06.2015 N 318-ПП, п. 33 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных министерству по физической культуре и спорту Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 22.08.2014 N 158), штатное расписание бюджетной организации может предусматривать должности бухгалтеров с указанием разрядов по ним. В этом случае квалификационные требования и выполняемые работниками обязанности по каждому разряду устанавливаются работодателем самостоятельно.
Соответственно, если установленные работодателем требования не ставят возможность присвоения работнику того или иного разряда (либо категории) в зависимость от наличия у него специального образования, то бухгалтеру может быть присвоен соответствующий разряд и при отсутствии такого образования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

30 августа 2017 г.

_________________________

Хотим повысить ему оклад. Может изменить название должности? Типа старший специалист или ведущий?

А без изменения названия должности повысить оклад что мешает?

Аватар пользователя zas

НОК говорит что нет оснований. Подскажите как это сделать?

 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

НОК говорит что нет оснований. Подскажите как это сделать?

Узнать у НОК, что для них будет достаточным "основанием". Трудовое законодательство для повышения окладов оснований не требует, ему достаточно соглашения между работником и работодателем.

Аватар пользователя zas

У нас ГУП. И что квалификационная комиссия не нужна?

Аватар пользователя Мазухина_Анна

У нас ГУП.

И что?

И что квалификационная комиссия не нужна?

Для каких целей?

Аватар пользователя zas

Для определения уровня теоретических знаний,  деловых качеств и т.д. и т.п. в соответствии с ЕКС

Аватар пользователя Мазухина_Анна

Для определения уровня теоретических знаний,  деловых качеств и т.д. и т.п. в соответствии с ЕКС

1. Причем тут ЕКС?

2. При приеме на работу по данной должности нового сотрудника вы тоже прогоняете его через квалификационную комиссию, или таки определяете уровень его теоретических знаний и деловых качест каким-то другим способом?

Аватар пользователя zas

При приеме на работу по данной должности нового сотрудника вы тоже прогоняете его через квалификационную комиссию, или таки определяете уровень его теоретических знаний и деловых качест каким-то другим способом?

А при чём здесь это?

Принимали специалиста на работу 3 года назад. Он за это время "вырос" и выполняет обязанности дополнительно ещё на 2 должностях, за которые не платят. Поэтому хочется как-то ему компенсировать его труд. 

Аватар пользователя Мазухина_Анна

А при чём здесь это?

А притом, что очень странно - для приема квалификационная комиссия вам не нужна, а для перевода на ту же должность вы зачем-то ее хотите. Вот и интересуюсь, с чего вдруг.