Карьера в HR - не для деликатных людей

"Я удивился тому, как сложно работать в HR. Создавать самолеты, которые не падали бы с неба, было гораздо проще".

За годы работы ко мне за советом не раз приходили молодые люди, желающие работать в сфере HR. Мне нравится давать советы, но мне хотелось бы, чтобы они служили благой цели. Поэтому я обычно задаю вопрос: "Почему вы хотите работать в HR?" Как правило, ответ звучит так: "Мне нравится работать с людьми, помогать им и способствовать их развитию". На что я отвечаю: "Если это действительно так, вам следует работать на производстве или в общем руководстве, а не в HR". Этот ответ многих шокирует, однако он честен. Представление о том, что работа в HR предназначена для тех, кто любит людей, ошибочно, и оно часто приводит к тому, что этой работой занимаются не те люди.

Честно говоря, от HR-специалистов ждут правильного и деликатного поведения.  Большинство просто не представляет, что может быть иначе. Именно в этом и кроется корень всех проблем. Люди видят приятных HR-специалистов и лидеров, убеждаются, что они в первую очередь помогают тем, с кем работают, и начинают думать, что желания помогать достаточно.  И все же, умение себя вести - это только начало.

Справедливость прежде всего

Разговаривая об этом с другом, который раньше со мной работал, я услышал замечательную фразу: "HR - это справедливый, а не деликатный бизнес". Мне кажется, это очень информативное заявление. Для примера рассмотрим несколько задач, которыми занимаются HR-специалисты:

Реструктуризация. При реструктуризации компании всегда есть выигравшие и проигравшие. Работать с теми, кому повезло, довольно просто. Те же, кто в результате реструктуризации потерял работу или хорошую должность, заслуживают уважительного и честного отношения.  Одной деликатности будет явно маловато.

За свою карьеру я участвовал в многочисленных проектах по реструктуризации. Одно время жена звала меня "старухой с косой", потому что я вел сложнейшие проекты и сообщал людям неприятные известия.

Я очень хорошо помню одного коллегу. Он мне нравился, но у него не было опыта и навыков для новой структурной единицы. Когда я сказал, что у нас больше нет для него работы, он взял бумаги, которые я предложил ему прочесть, смял их и швырнул мне в лицо. Для нас обоих это послужило серьезным эмоциональным потрясением. Через год я столкнулся с ним в местном супермаркете. Он издалека увидел меня и окликнул. Я мысленно сжался, предчувствуя сцену, но он вел себя очень дружелюбно. Он рассказал, что вскоре после увольнения получил отличную работу, и поблагодарил за то, что я этому поспособствовал.  Это был редкий и очень приятный момент, потому что обычно мы не знаем, что происходит с людьми после того, как они выходят за дверь. В большинстве случаев все заканчивается куда печальнее. И все же, мы должны относиться к людям справедливо и уважать их достоинство.

Рекрутинг. Нет ничего приятнее, чем сообщить кому-то о том, что он получил работу мечты. К сожалению, люди, которые хотели, но не получили работу, встречаются гораздо чаще. Разговоры с ними не доставляют никакого удовольствия.

При начислении зарплаты работодатели готовы платить столько, сколько стоят услуги, а не столько, сколько хочет исполнитель. Зачастую это вызывает разногласия. HR-специалистам приходится излагать факты не только сотрудникам всех уровней, но и руководителям, которые думают, что могли бы платить больше. Изредка мы можем кого-то обрадовать, но гораздо чаще приходится искать способы сохранить целостность компенсационной системы.

Управление талантами подразумевает определение лучших из лучших и непропорциональное инвестирование в их способности. Сообщая людям, что компания возлагает на них большие надежды, мы чувствуем глубокое удовлетворение, но на один талант приходятся десятки обычных сотрудников, и им приходится объяснять, почему компания вкладывается в них меньше.

В процессе обучения и развития сотрудников мы вынуждены давать им необходимые знания, порой отказывая в том, что им интересно.

Трудовое законодательство заставляет нас создавать стабильное и справедливое окружение, а не угождать всем и каждому с учетом имеющихся обстоятельств.

Культура компании предназначена для поддержания эффективной работы, и она не всегда бывает приятной для всех. Приятный и эффективный - далеко не одно и то же.

Нетрудно заметить, что представления, согласно которым HR занимаются только приятными вещами, в корне неверны. Разумеется, иногда мы веселимся. Но в большинстве случаев мы делаем сложную работу.

Недавно на конференции я познакомился с одним человеком. Он начинал карьеру в должности аэрокосмического инженера, затем перешел в сферу финансов, а теперь работает в HR. Я спросил, что он думает по этому поводу, и мне очень понравился ответ:

"Я удивился тому, как сложно работать в HR. Создавать самолеты, которые не падали бы с неба, было гораздо проще".

Неплохо сказано.

Сочувствие - ключ ко всему

Мне кажется, что HR-специалисты в первую очередь должны уметь сопереживать, то есть ставить себя на место другого человека. Нам приходится делать тяжелую работу, которая приносит пользу компании. Если мы будем проявлять сочувствие, все станет гораздо проще. Мы часто сообщаем плохие новости, даем негативные отзывы сами или передаем негативные отзывы руководства. Без умения сочувствовать здесь не обойтись.

Баланс

Если мы хотим сохранить душевное равновесие, работая в HR, мы должны соблюдать разумный баланс. Баланс в жизни очень важен, в противном случае мы перестанем понимать, что и зачем мы делаем, начнем избегать сложных задач и пренебрегать нуждами организации. Иногда необходимо делать перерывы и смотреть на вещи с разных сторон. Я люблю свою работу - не потому, что она приятна, а потому, что я нахожу в ней удовлетворение, помогая компании достичь целей с помощью человеческого капитала. Это основная стратегическая цель, но еще и искусство, в котором я совершенствуюсь день за днем. Мне нравится помогать людям и наблюдать за тем, как они растут. Но еще больше мне нравится наблюдать за тем, как растут компании.

Если вы хотите работать в HR, не забывайте, что именно требуется для достижения успеха, и не отступайте от своих целей ни при каких обстоятельствах.

Если вы уже работаете в HR, не забывайте делать перерывы, смотрите на вещи с разных сторон и сосредотачивайтесь на том, что действительно важно. Сопереживайте людям, поступайте правильно и не бойтесь сообщать дурные вести.

Если вы не имеете к HR никакого отношения, сходите в HR-отдел, обнимите тех, кто там работает, и скажите им, что вы цените то, что они делают.

Brian Walker, директор по персоналу. linkedin.com. Перевод: Айрапетова Ольга

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Журнал HR-Portal