Труд водителей: особенности правового регулирования

Аватар пользователя HRTrud

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2009, N 7

Труд водителей: особенности правового регулирования

Водители организаций относятся к категории работников, труд которых подлежит особому правовому регулированию: работник должен проявлять повышенное внимание на дороге, а это приводит не только к физической, но и к быстрой психологической усталости. Поэтому рабочее время водителей строго нормировано законом. Кроме того, для водителей установлены различные гарантии и компенсации. Рассмотрим названные и некоторые другие вопросы.

Особенности приема на работу

Общие положения регулирования труда работников транспортных средств содержатся в гл. 51 ТК РФ. В частности, ст. 328 ТК РФ установлено, что работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств <1>, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

--------------------------------

<1> Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16.

Отдельные положения о порядке отбора водителей на работу содержатся в Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденном Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 (далее - Положение). Согласно п. 3.1.1 лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято при условии:

- наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- наличия у него документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;

- соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений" (ред. от 14.02.2009) установлены следующие категории водительских удостоверений:

- категория "A" - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;

- категория "B" - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

- категория "C" - автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

- категория "D" - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

- категория "E" - составами транспортных средств с тягачом, относящимися к категориям "B", "C" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Поэтому перед оформлением на работу сотруднику отдела кадров следует проверить наличие водительского удостоверения необходимой для работы категории.

Для проверки соответствия водителя поручаемой ему работе может быть установлен испытательный срок в порядке, определенном ст. 70 ТК РФ.

Согласно п. 3.1.3 Положения лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, назначаемые для работы на горных маршрутах, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки. Продолжительность стажировки, объемы и содержание зависят от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами (п. 3.2.1 Положения). Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно, под руководством водителя-наставника. Это могут быть как работник организации, если стажировка обеспечивается силами организации, так и иное лицо, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющее свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей.

По окончании стажировки оформляется заключение о допуске к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дается мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (п. 3.2.4 Положения). Водителя, не получившего допуск к управлению транспортным средством после прохождения стажировки, с его согласия переводят на другие работы. При невозможности перевода работник подлежит увольнению в соответствии с ТК РФ.

Работникам кадровых служб следует помнить, что п. 3.1.2 Положения установлена обязанность организации осуществлять учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству. Эти данные рекомендуем хранить в личном деле соответствующего работника.

Медицинский осмотр водителей

Приему на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, предшествует обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) в порядке, установленном законом, чтобы определить соответствие состояния здоровья будущего работника поручаемой ему работе. При организации таких медицинских осмотров следует руководствоваться следующими правовыми актами:

- Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" (ред. от 16.05.2005) (далее - Приказ N 83), п. 17 Приложения 2 к которому установлено, что необходимо проводить предварительные и периодические медосмотры (обследования) работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами;

- Приложением 2 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (далее - Приказ N 555) (ред. от 14.03.1996). Оно применяется в части вопросов, не отраженных в Приказе N 83. Им установлен Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся;

- Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (ред. от 06.02.2001).

Правила, установленные указанными нормативными актами, применяются и при проведении периодических медосмотров, целью которых являются:

- динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска;

- выявление общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

- своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Рассмотрим подробнее порядок таких осмотров, установленный указанными нормами.

Медицинский осмотр (обследование) работников проводит медицинская организация, имеющая лицензию на этот вид деятельности. Руководитель организации утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности такую подготовку. В обязанности комиссии входит определение видов и объемов необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов (п. 9 Приложения 3 к Приказу N 83).

Предварительный медицинский осмотр (обследование) работника проводится на основании следующих документов (п. 10 Приложения 3 к Приказу N 83):

- выданного работодателем направления, в котором указаны вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы;

- паспорта или другого документа, его заменяющего;

- амбулаторной карты или выписки из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ;

- решения врачебной психиатрической комиссии (представляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся не реже чем один раз в два года (конкретная частота проведения периодических медосмотров (обследований) определяется территориальными органами Роспотребнадзора совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации), а в отношении лиц, не достигших 21 года, - ежегодно (п. 3.3 Приложения 3 к Приказу N 83).

По медицинскому заключению или по заключению территориальных органов Роспотребнадзора периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно (п. 4 Приложения 3 к Приказу N 83).

Если работники заняты на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Для проведения периодических медицинских осмотров (обследований) работодатель должен определить контингент и составить поименный список лиц, подлежащих такому осмотру (обследованию), указать участки, цеха, производства, вредные работы и вредные и (или) опасные производственные факторы, оказывающие воздействие на работников, согласовать данный список с территориальным органом Роспотребнадзора и направить его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) (п. 7 Приложения 3 к Приказу N 83). В свою очередь, указанная медицинская организация на основании представленных списков утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).

По итогам предварительного и периодического медицинского осмотров в карту медицинских осмотров вносятся заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), а также выписка из амбулаторной карты работника.

В течение 30 дней после окончания проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников медицинская организация совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и представителем работодателя обобщает результаты проведенных осмотров и составляет заключительный акт, который представляет работодателю. Копии актов направляются территориальному органу Роспотребнадзора и центру профпатологии.

Также необходимо информировать работника о результатах проведенного медицинского осмотра (обследования).

Если при проведении периодического медицинского осмотра (обследования) возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией. Центр при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Роспотребнадзора, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника. Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу (п. 11 Приложения 3 к Приказу N 83).

Также водители обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры. При этом необходимо руководствоваться:

- Приложением 9 к Приказу N 555, которым утверждена Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств;

- Методическими рекомендациями медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденными Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" (далее - Методические рекомендации), в которых детализированы и расширены положения Приложения 9 к Приказу N 555.

Согласно Методическим рекомендациям предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. С этой целью администрация организации должна выделить специальное помещение. Перечень оборудования для него установлен в Приложении 2:

- кушетка медицинская;

- письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

- прибор для определения артериального давления - 2 шт., термометр - 3 шт., стетофонендоскоп - 2 шт.;

- прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 шт.;

- алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 шт., экспресс-тесты на наркотики - 10 шт.;

- столик для медицинского оборудования - 1 шт.;

- шпатели медицинские - 10 шт.;

- сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 шт.

Кроме этого, работодатель должен отдельно оборудовать комнату для отбора биологических сред.

Водители должны являться на предрейсовый осмотр с путевым листом, в котором после проведения осмотра и допуска к работе медицинский сотрудник ставит штамп. В штампе указываются дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского сотрудника, проводившего обследование.

Если же медицинский сотрудник находит причины для отстранения от работы, он направляет работника к дежурному врачу поликлиники. Если отстранение связано с временной утратой нетрудоспособности и произошло в вечернее или ночное время, когда в поликлинике нет приема, медицинский сотрудник должен оказать первую помощь и предложить работнику явиться в поликлинику на следующий день или вызвать врача на дом. При этом он выдает водителю справку за своей подписью, в которой указывает час освобождения от работы, приводит краткие данные о характере заболевания или травмы, о температуре тела и т.д. Справка составляется в свободной форме.

Врач поликлиники, в свою очередь, признав отстраненного от работы водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист. Если же водитель признан трудоспособным, выдается справка об отсутствии противопоказаний для допуска к работе. Если у него имеются хронические заболевания, сведения об этом заносятся в карту состояния здоровья водителя.

Во всех случаях результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра заносятся в журнал. Он должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения. В журнал заносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

В обязанности медицинского работника входит составление списка лиц, состоящих на диспансерном учете, с указанием диагноза и кратких рекомендаций по допуску к работе. Данные работы проводятся один раз в год. Кроме этого, медицинский работник обязан ежемесячно подводить итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей и результаты доводить до сведения руководителя организации.

Если во время предрейсового медицинского осмотра были выявлены признаки употребления водителем алкоголя, наркотических средств и других психоактивных веществ, медицинский сотрудник проводит контроль трезвости водителя. Порядок контроля подробно указан в Методических рекомендациях. По результатам составляется протокол контроля трезвости по форме, установленной в Приложении 3 к Методическим рекомендациям.

Рабочее время водителей

В ст. 329 ТК РФ указано, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ.

В настоящее время приняты правовые акты, регламентирующие особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, работников метрополитена, железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Для целей настоящей статьи рассмотрим лишь Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (далее - Положение о режиме). Оно регулирует труд водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ. Следует учитывать, что Положение о режиме не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей составляет 40 часов в неделю. При этом для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов (п. 7 Положения о режиме).

Кроме того, для водителей может быть установлен суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц, если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. За этот период общая продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов (п. 8 Положения о режиме) (из расчета 40 часов в неделю). Продолжительность же ежедневной работы (смены) водителей не может превышать в этом случае 10 часов (п. 9 Положения о режиме).

Есть исключения. Если водитель осуществляет междугороднюю перевозку и ему необходимо доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов (п. 11 Положения о режиме).

Ненормированный рабочий день согласно п. 14 Положения о режиме может устанавливаться водителям:

- легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);

- автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Немаловажен вопрос о периодах, включаемых в рабочее время водителя. Согласно п. 15 Положения о режиме к таковым относятся:

- время управления автомобилем;

- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

- другие временные периоды, предусмотренные законодательством РФ.

Указанное выше рабочее время необходимо отличать от времени управления автомобилем, предельная продолжительность которого меньше. В частности, п. 16 Положения о режиме установлено, что время управления автомобилем в течение ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. Если перевозка пассажиров осуществляется в условиях горной местности автобусами габаритной длиной свыше 9,5 м, как и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов, указанная продолжительность не может превышать 8 часов.

Если ведется суммированный учет рабочего времени, время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Применение сверхурочных работ возможно в случаях и в порядке, установленных ст. 99 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов (исключение составляют случаи, предусмотренные п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ).

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Внимание! Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или движением транспортных средств (ст. 329 ТК РФ).

Время отдыха

Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов. Если согласно установленному графику сменности продолжительность ежедневной работы (смены) составляет более 8 часов, водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью также не менее 30 минут и не более двух часов.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем (п. 24 Положения о режиме). Поэтому рекомендуем данные положения указывать в локальных нормативных актах организации.

Кроме перерывов в течение рабочего дня, водителям предоставляется ежедневный междусменный отдых, продолжительность которого вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность такого отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25 Положения о режиме).

Также работникам предоставляется еженедельный непрерывный отдых, который должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов (п. 26 Положения о режиме). Если водителям установлен суммированный учет рабочего времени, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения о режиме).

Привлечение водителя к работе в выходной день (являющийся таким по графику работы (сменности), установленному для работника) производится в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с письменного согласия работника и на основании письменного распоряжения работодателя. В остальных случаях - с письменного согласия работника по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников (п. 29 Положения о режиме).

В случаях, предусмотренных ст. 112 ТК РФ, допускается работа водителей в нерабочие праздничные дни. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска водителей составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Кроме того, ст. 116 ТК РФ предусмотрены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеющим особый характер работы, и некоторым другим категориям. Для определения продолжительности дополнительного отпуска необходимо руководствоваться Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991). Так, установлено, что дополнительный отпуск водителя:

- автомобиля станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи и отделения выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц составляет 6 рабочих дней (п. 91 разд. XL);

- автомобиля, в том числе и специального (кроме пожарного), грузоподъемностью от 1,5 до 3 т - 6 рабочих дней, а от 3 т и выше - 12 рабочих дней (п. 200 разд. XXXIII);

- автомобиля пожарного грузоподъемностью от 1,5 до 5 т - 6 рабочих дней, а от 5 т и выше - 12 рабочих дней (п. 200 разд. XXXIII).

В указанном Списке отпуск установлен в рабочих днях, поэтому при его оформлении и оплате следует руководствоваться положением ч. 5 ст. 139 ТК РФ.

М.О.Строкина

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Подписано в печать

07.07.2009

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
+1
-1

Полезное

Подбор персонала

Мотивация персонала

Адаптация персонала

Обучение персонала

Оценка персонала

Корпоративная культура

Кадровое делопроизводство: Прием на работу; Трудовой договор; Военно-учетный стол

Темы: Дресс-код; Система мотивации; Нематериальная мотивация; Немонетарная мотивация; Библиотека KPI