Личная эффективность: Как развить эмоциональный интеллект

Аватар пользователя Jan

Авторы: Анатолий Чернов

Ведомости

В то время как IQ человека практически не меняется со времен молодости, эмоциональный разум (EQ) продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Многие теоретики лидерства утверждают, что именно уровень EQ определяет успешность или неуспешность руководителя. Способность понимать себя и других людей, контролировать свои и чужие эмоции, формировать, сплачивать и мотивировать команду на достижение цели - все эти навыки определяются эмоциональным разумом.

Термин EQ ввел в обиход социолог Дэниэл Големан. В 1995 г. он опубликовал книгу Emotional intelligence. Позже специалисты разработали инструменты для оценки эмоционального потенциала. Представители компаний, предлагающих в качестве одной из услуг такую оценку, отмечают, что в России она пока мало востребована. "Основные заказчики - это американцы", - говорит директор компании SHL Юрий Шипков.

По его мнению, большинство российских руководителей просто не видят прямой рациональной выгоды от умения управлять своим эмоциональным потенциалом. "На самом деле руководители управляют своими эмоциями и эмоциями подчиненных, но в основном делают это неосознанно", - считает Юрий Шипков.

По мнению управляющего партнера хедхантингового агентства "Морган Хант" Григория Окуня, честность по отношению к собственным чувствам порождает позитивное мышление и огонек в глазах. Этот огонек становится харизмой. Окружающие тянутся к такому человеку, хотят с ним работать.

"Хотя людей чаще нанимают вначале ради их специфических технических навыков, на более высоких уровнях организации именно эмоциональный потенциал отличает успешную карьеру от карьерного застоя", - пишет в своей книге "Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта" завкафедрой управления кадрами в бизнес-школе INSEAD (Франция) Манфред Китс де Врис. Сейчас эта книга готовится к выпуску в издательстве "Альпина Паблишер".

Профессор де Врис видит три этапа развития эмоционального интеллекта. Первый - это познание самого себя. По его мнению, подчинение корпоративным правилам часто стирает различие между собственными чувствами и тем, чего ожидают от человека коллеги по работе. Как результат - верх берет "ложное я", этакая карикатура на некоего "хорошего служащего". "Это "ложное я" похоже на мужчину, который, примеряя в магазине новый костюм, спрашивает у жены: "Как ты думаешь, дорогая, мне бы он понравился? " - пишет в своей книге де Врис.

Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта - это умение управлять своими эмоциями. Лидеры, неправильно управляющие своими эмоциями, создают каскадный эффект, достигающий самых низших уровней организации. Восточная мудрость гласит: "Если в порыве злобы вы ударите по камню, вы повредите свою же ногу". "Если такие чувства возникают внезапно, директору следует, например, устроить перерыв или спросить мнение окружающих, чтобы выиграть время и взять себя в руки", - советует Манфред де Врис. Но это вовсе не означает тотальной сдержанности и замкнутости. Как замечает директор по проектам в СНГ компании "Голден Телеком" Сергей Лихарев, успешный лидер умеет в разумной степени размахивать руками и произносить эмоциональные речи. "Ведь лидер - это тот, кто может вести за собой, даже не имея административных ресурсов", - говорит он и добавляет, что такой человек готов воспринимать проявление эмоций и от своей команды.

По мнению Манфреда де Вриса, чувствовать команду многим руководителям мешает излишняя сконцентрированность на себе самом. "Руководитель крупной компании физически не может проникнуться чувствами каждого", - говорит Григорий Окунь. При этом он отмечает, что у руководителя со временем вырабатывается способность сверять чувства окружающих с некими общими эмоциями, которые, как у большого организма, есть в каждой организации.

Чтобы развить свой эмоциональный потенциал, Манфред де Врис советует научиться следующему:

Активно слушать . Умение слушать - это намного больше, чем просто молча ждать своей очереди высказаться, периодически кивая головой. Активные слушатели заняты только одним делом - они полностью участвуют в том, что было сказано. Они периодически переспрашивают, чтобы убедиться, что они услышали именно то, что им хотели сказать.

Слушать глазами . Второй навык - восприятие жестов - в общем-то тоже относится к умению слушать. Но еще он помогает доносить собственные мысли. Например, во время обеда наиболее вежливый способ намекнуть собеседнику, что уголки его рта испачканы едой, - взять салфетку и, глядя в глаза собеседнику, вытереть уголки собственного рта. Велика вероятность того, что визави сделает то же самое, но произойдет это бессознательно, и жест не будет воспринят как намек.

Адаптироваться к эмоциям . По мнению Манфреда де Вриса, у каждого эмоционального состояния есть положительная и отрицательная сторона. Взять, к примеру, гнев. Хотя он отдаляет от окружающих, мешает критической самооценке и парализует тело, он, кроме того, служит защитой от самолюбия: создает чувство справедливости и побуждает человека к действиям. "Для того чтобы увеличить положительный эффект и сократить отрицательный, мы должны стать опытными в вопросе распознавания чувств и научиться бегло и конструктивно их выражать. И будучи лидерами, мы должны быть способны помочь своим людям делать то же самое", - пишет Манфред де Врис.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
-5
-1

Полезное

Подбор персонала

Мотивация персонала

Адаптация персонала

Обучение персонала

Оценка персонала

Корпоративная культура

Кадровое делопроизводство: Прием на работу; Трудовой договор; Военно-учетный стол

Темы: Дресс-код; Система мотивации; Нематериальная мотивация; Немонетарная мотивация; Библиотека KPI