Как разработать правила внутреннего трудового распорядка

Аватар пользователя Jan

Автор: Роман ВОЛКОВ, экономист
Источник: Кадровое дело

 

Правила внутреннего трудового распорядка – это документ, который обязательно должен иметься в организации и с которым обязательно нужно знакомить под расписку каждого нового сотрудника. Ведь в большинстве случаев качество работы персонала напрямую зависит от подчинения трудовому распорядку организации. Мы расскажем о том, как составить правила и ввести их в действие.

Порядок приема и увольнения работников, их права и обязанности, режим труда и отдыха, наказания и поощрения - вот перечень основных вопросов, которые должны быть четко определены в правилах внутреннего трудового распорядка (правилах ВТР) любой организации.
Некоторое время значение таких правил было невелико - многие руководители считали этот документ пережитком прошлого. Но когда вступил в действие Трудовой кодекс, ситуация кардинально изменилась.
Дело в том, что в статье 189 кодекса прямо сказано: трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. По смыслу этой статьи получается, что правила - обязательный локальный акт работодателя. Его отсутствие может повлечь за собой для руководителя организации (или уполномоченных им лиц) серьезные последствия в виде штрафов Рострудинспекции, конфликтов в коллективе и судебных тяжб с работниками. Поэтому подготовке данного локального акта рекомендуется уделять самое пристальное внимание.

Чем руководствоваться при подготовке проекта правил

Законодательство не предъявляет каких-либо определенных требований к содержанию правил ВТР. Поэтому вам предстоит разработать их самостоятельно с учетом специфики и особенностей вашей организации. Однако нормативная база для составления таких правил есть. Это раздел VIII «Трудовой распорядок и дисциплина труда» Трудового кодекса. В статьях 189 и 190 кодекса очерчивается круг вопросов, регулируемых правилами, и устанавливается порядок их утверждения.
Обратите внимание и на Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, которые могут помочь вам в составлении собственных правил ВТР. Но прежде скрупулезно изучите этот документ: он был утвержден более двадцати лет назад, и многие его положения устарели. Сейчас типовые правила действуют лишь в части, не противоречащей Трудовому кодексу.
Правила внутреннего трудового распорядка входят в состав организационно-распорядительной документации, и на них распространяются требования к оформлению документов, установленные ГОСТ Р.6.30-2003.

Что обязательно должно быть отражено в правилах

Прежде всего определим структуру и содержание правил ВТР. Как мы уже говорили, в них нужно отразить специфику организации и зафиксировать как можно больше типичных ситуаций, возникающих в процессе работы. Например, если в вашей организации есть сотрудники, работающие в ненормированном режиме, в правила нужно будет включить перечень должностей с ненормированным рабочим днем и оговорить условия, при которых работники будут трудиться за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Для сменщиков в правилах предусматриваются графики сменности, указывается количество и продолжительность смен, время начала и окончания каждой смены и т. п. Даже такие, казалось бы, элементарные сведения, как время начала и окончания рабочего дня и продолжительность обеденного перерыва, обязательно должны быть закреплены в правилах.

В текст правил рекомендуется включать следующие разделы:

1. Общие положения. Здесь обычно говорится о действии правил - на кого они распространяются, в каких случаях пересматриваются и т. п.

2. Основные права и обязанности работодателя (на основании ст. 22 ТК РФ). Работодатель должен правильно организовывать труд работников, создавать здоровые и безопасные условия труда, постоянно совершенствовать систему оплаты труда, следить за соблюдением трудовой дисциплины, предоставлять работникам гарантии и компенсации и т. п.

3. Основные права и обязанности работников (на основании ст. 21 ТК РФ). Это обязанности работать добросовестно, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения руководства, соблюдать технику безопасности, содержать в порядке рабочее место, вести себя корректно и вежливо и т. п.

4. Порядок приема, перевода и увольнения работников. Здесь обычно указываются документы, которые работодатель требует при приеме на работу, условия установления испытательного срока и его продолжительность, действия организации при переводе сотрудника на другую работу и при расторжении договора, оформление приема, перевода и увольнения.

5. Режим рабочего времени и времени отдыха. Сюда, в частности, включаются:

  • время начала и окончания рабочего дня (смены), продолжительность рабочего дня (смены) и рабочей недели, число смен в сутки (на основании ст. 100 ТК РФ);
  • время предоставления обеденного перерыва и его продолжительность (на основании ст. 108 ТК РФ);
  • специальные перерывы для определенных категорий работников (например, грузчиков, дворников, строителей, работающих в холодное время года на открытом воздухе), а также перечень работ, на которых они заняты (на основании ст. 109 ТК РФ);
  • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если такие есть в организации (на основании ст. 101 ТК РФ);
  • выходные дни (на основании ст. 111 ТК РФ) - если организация работает по пятидневной рабочей неделе, то в правилах ВТР нужно оговорить, какой день кроме воскресенья будет выходным;
  • продолжительность и основания предоставления дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков (на основании ст. 116 ТК РФ);
  • место и сроки выдачи зарплаты (на основании ст. 136 ТК РФ).

6. Поощрения за успехи в работе (на основании ст. 191 ТК РФ). Здесь указываются конкретные виды поощрений, например выдача премии, награждение ценным подарком, помещение на доску почета, присвоение различных званий и т. п.

7. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. В этом разделе описываются порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий, виды взысканий и конкретные нарушения трудовой дисциплины, которые могут повлечь за собой наказание.

Совет
 
Не следует чересчур перегружать правила внутреннего трудового распорядка и переписывать в них трудовой кодекс. Самая большая проблема этого документа заключается в том, что он часто бывает слишком объемным и малоинтересным, а поэтому воспринимается скорее как формальность, а не как подспорье в работе. Чтобы этого не произошло, старайтесь убрать из правил все лишнее (то, что и так уже закреплено в законе) и сосредоточить внимание на специфике вашей организации.

Согласовываем и утверждаем

После того как правила внутреннего трудового распорядка будут разработаны, их нужно согласовать с представительным органом работников и утвердить у руководителя организации. Обычно правила являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ).
Работников знакомят с правилами под расписку при приеме на работу (а если правила принимаются вновь, то и в процессе работы). Сотрудников необходимо знакомить также и со всеми изменениями, вносимыми в этот документ.
Правила должны быть доступны для прочтения в любое время. Для этого их можно вывесить в организации и во всех ее структурных подразделениях на видном месте или на корпоративном сайте.

Неформальные советы
 
Даже после знакомства с правилами внутреннего трудового распорядка у новичка может возникнуть масса вопросов организационного характера: как зовут того или иного сотрудника, по какому телефону его можно найти, к кому обращаться по вопросам закупки канцтоваров и спецодежды, кто может установить нужную программу на компьютере.
Не стоит перегружать этими сведениями правила ВТР. Лучше разработать и принять самостоятельные локальные акты: кодекс корпоративной этики, положение о персонале и т. п., в которых закрепить стандарты внутрикорпоративного поведения сотрудников. В них вы можете затронуть аспекты, не освещенные в правилах, но которые вам необходимо довести до сведения коллектива, - перерывы для чаепитий, курения, порядок фиксирования отсутствий по служебным надобностям, установки по корпоративному стилю одежды и др.
В качестве приложений к правилам внутреннего трудового распорядка целесообразно подготовить справочник внутренних телефонов, правила пользования Интернетом и локальной сетью, служебными автомобилями, мобильной связью и т. п.
Вместе с этими документами или вместо них можно издать небольшую и удобную брошюрку, где изложить краткую информацию о компании, ее реквизиты. Не помешают здесь и фотографии руководителей. Разъясните, что нужно делать при приходе на работу и уходе с нее, где принято обедать, каков порядок заказа визиток и т. п. Здесь можно дать волю юмору без дежурных канцеляризмов: "в нашей компании не принято курить более пяти раз в день", "мы надеемся, что наши клиенты будут приятно удивлены вашим безупречным знанием делового этикета". Можете не сомневаться, это сработает! И кроме формального соблюдения трудового законодательства (наличия документа, в котором закреплены правила внутреннего трудового распорядка) вы получите реально работающий инструмент, помогающий решать практические задачи вашей организации.


Похожие материалы
Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
-5
-1
Материал бы полезен?

Публикации этой по теме
Полезное

Подбор персонала

Мотивация персонала

Адаптация персонала

Обучение персонала

Оценка персонала

Корпоративная культура

Кадровое делопроизводство: Прием на работу; Трудовой договор; Военно-учетный стол

Темы: Дресс-код; Система мотивации; Нематериальная мотивация; Немонетарная мотивация; Библиотека KPI